Структура сериала
Всё об эпизодах и сезонах
Эпизод (Episode)
Luther
Британские драматические сериалы могут выходить в эфир с эпизодами продолжительностью от 45 ("Лютер") до полутора часов ("Шерлок").
La Casa de Papel
Стандартная продолжительность почти всех испанских сериалов – от 80 минут ("Министерство времени") до полутора часов ("Бумажный дом").
Обратите внимание
В отличие от «мыльных опер», чьи эпизоды выходят в эфир ежедневно, новые эпизоды современных сериалов, во время трансляции нового сезона, выходят один раз в неделю.
Исключение составляют сериалы, проданные в синдикацию, их эпизоды идут как правило, пять раз в неделю. А также следует отметить особую систему релиза у интернетвещателя Netflix. У его оригинальных сериалов премьера всех эпизодов сезона происходит в один день.
Episodes
Сериал от канала Showtime показывает зрителям, что случается, когда популярный американский канал решает снять свою версию популярного британского сериала и приглашает его сценаристов приехать в США, а на главную роль утверждает уже порядком потрепанную звезду "Друзей" - Мэтта Леблана.
30 Rock
История о команде сценаристов комедийного шоу "The Girlie Show" (TGS), которое с попеременным успехом вот уже много лет выходит на канале NBC. Привычная жизнь авторов сериала во главе с умницей Лиз Лемон (Тина Фей) кардинально меняется, когда им назначают нового босса - мистера Донаги (Алек Болдуин).
UnReal
Сериал о о тяжких трудовых буднях съемочной группы популярного реалити-шоу "Холостяк".
Studio 60 on the Sunset Strip
Как и многие более чем достойные, но недооцененный массовым потребителем, проекты продержался в эфире всего один сезон, но до сих пор пользуется большой популярностью среди ценителей жанра. Сюжет комедии вращается вокруг закулисной жизни авторов комедийного шоу "Studio 60". Главную роль в проекте исполнял еще одна звезда "Друзей" - Мэттью Перри.
Подборка сериалов, повествующих об изнанке ТВ:
- The Hour (2011) - про организацию новостной программы на Би-Би-Си
- The Morning Show (2019) - страсти и скандалы за кулисами знаменитого утреннего шоу
- The Newsroom (2012) - закулисье новостного канала
- Telenovela (2015) - про съемки мыльной оперы
- The Grinder (2015) - звезда адвокатского сериала ведет дела в адвокатской конторе своей семьи
- Carter (2018) Звезда знаменитого детективного сериала ведет расследования в реальной жизни
- Take Two (2018) - бывшая телезвезда готовится к новой хитовой роли, устраиваясь в детективное агентство
- Con Man (2015) - про жизнь бывших звезд популярного сериала
- Hoff the Record (2015) - британский очень черноюморный аналог Episodes
- Entourage (2004) - изнанка актёрской/продссерской жизни в Голливуде
- The Michael J. Fox Show (2013), Mary Tyler Moore (1970), Blunt Talk (2015) - про жизнь звёзд тв-шоу
- Extras (2005) - про массовку
- Sports Night (1998) - о развлекательном шоу на спортивном канале
Подборка сериалов об изнанке шоу-бизнеса:
- Love Monkey (2006) - про продюсера звукозаписывающей компании в Нью-Йорке.
- Empire (2015) - о семейных разборках владельцев звукозаписывающего лейбла
- Sex*Drugs*Rock*Roll (2015) — про стареющего рок - не совсем - звезду
- Nashville (2012) - про индустрию кантри-музыки
- Smash (2012) - про постановку мюзикла
- Flesh and Bone (2015) - про балет
- Mozart in the Jungle (2014) - про симфонический оркестр
- Sling and Arrows (2003) - про шекспировский театр.
- FM (2009) - про диджеев на британской радиостанции
- The Crazy Ones (2013) — закулисье будней рекламщиков
- Just Shoot Me (1997) и Ugly Betty (2006) - про глянцевые журналы
- Dirt (2007) - про закулисье жизни жёлтой прессы
- FM и ребята (2001) - про сотрудников музыкальной радиостанции
Бутылочный эпизод
Из художественных соображений и ради экономии
Ради экономии бюджета или по какой-либо другой причине (например, внезапная болезнь ведущего актера), авторы сериала могут снять «бутылочный эпизод».
Для такого эпизода используют кадры из уже вышедших серий или всё действие эпизода разворачивается в ограниченном пространстве – без необходимости использовать дорогие декорации, компьютерную графику и тому подобное.
Breaking Bad
Канонический пример - знаменитый эпизод The Fly из сериала "Во Все Тяжкие" - все действие происходит в суперлаборатории мистера Фринга.
Mr. Robot
Еще один потрясающий пример - эпизод Proxy Authentication Required драмы "Мистер Робот", где все действие разворачивается на квартире криминального авторитета Вера
Вот здесь по просьбе издания Mashable сценарист и режиссер Стефен Фальк, трудившийся над проектами «Оранжевый — хит сезона» и «Ты — воплощение порока», назвал свои любимые бутылочные эпизоды в истории телесериалов.
Филлер (filler episode)
Эпизод предназначенный для закрытия дыр в хронометраже, когда необходимо снять 10 эпизодов, а сюжетных поворотов хватает, например, только на 8.
Такой эпизод никак не влияет на развитие сюжета и не сказывается на персонажах.
Филлер для всего сезона или сериала — это то же самое, что padding для одного эпизода. Если его исключить из повествования, то ничего не изменится.
Бэкдор-эпизод
Пилотный эпизод снимают в качестве одного из эпизодов уже идущего в эфире, как правило, популярного сериала. Таким образом авторы убивают сразу несколько зайцев. Во-первых, отпадает необходимость тратиться на съемки пилота (ведь телеканал уже утвердил количество эпизодов в текущем сезоне — один из них снимают пилотным). Во-вторых, у авторов пилота будет возможность оценить его успех не на фокус-группе, а на всей аудитории оригинального сериала, для которой и снимается еще один похожий проект.
Пилотный эпизод внутри идущего сериала.
Еще один вариант бэкдор-эпизода — съемки телефильма, который в будущем (если рейтинги и отзывы будут достаточно хорошими) будет превращен в полноценный сериал. Чаще всего такой подход практикует Hallmark Channel. Так, телеканал успешно запустил сериалы «Когда сердце зовет», «Хорошая ведьма» и «Кедровая бухта»
Chikago Fire
Очень активно бэкдоры практикует канал NBC, каждый год выпускающий всё новые спин-оффы сериала "Пожарные Чикаго". Внутри него были показаны бэкдоры "Полиции Чикаго" и "Медиков Чикаго", а также "Правосудие Чикаго".
The Vampire Diaries
Не менее активно бэкдоры практикует канал The CW. В 2013 году таким образом успешно запустился спин-офф "Дневников вампира" - "Первородные". А вот бэкдору "Сверхъестественного" - Supernatural: Bloodlines не повезло, он так и не стал сериалом.
Особый вид сериалов и эпизодов - Вебизоды и Веб-сериалы
Вебизоды (Webisode)
Эпизоды, вышедшие в онлайне, например на сайте телеканала. Как правило, длина вебизода составляет от 3 до 8 минут, а сюжет или уточняет события основного сериала, или затрагивает детали сюжетных линий, не вошедших в эпизоды, показанные в эфире телеканала.
Веб-сериалы (Web series)
Есть также целая (и вполне самодостаточная и успешная) категория сериалов, существующих только в онлайне - это и сериалы, снятые в рамках рекламных компаний разных брендов, и сериалы начинающих режиссеров, и сериалы, снятые любителями.
Спешел \ Спецэпизод
Особый выпуск (по какому-либо поводу внутри и\или вне сезона)
Специальные (тематические) эпизоды, которые идут или в рамках уже заказанного сезона, или в качестве дополнения к нему.
Также спэшелы могут быть одиночными эпизодами между сезонами. Такие выпуски чаще всего практикуются на британском ТВ, где перерывы между сезонами одного сериала могут быть от 3 до 10-15 лет.
Спешелы в дополнение к сезону
Принято снимать на британском ТВ и, как правило, это именно рождественские спецэпизоды. Яркий пример - рождественские спешелы «Доктора Кто», чьи съемки и реклама всегда проходят с особым размахом.
Пример внутрисезонного спешела
Ежегодные специальные выпуски на тему Хэллоуина, Дня Благодарения или Дня Святого Патрика.
Отступление об основных сюжетах отдельных эпизодов
«High school reunion» (особенно любят расследовать убийства на встрече выпускников в процедуралах);
«Evil/better twin» (когда появляется либо антагонист, который крайне похож на главгероя способностями/тактикой; либо появляется положительный «соперник», который умеет всё то же, что главный герой, но, вроде как, лучше, и посему оттягивает на себя всё внимание, уважение, восхищение. Тут много вариаций, но главный смысл — показать уникальность главгероя как человека, а не как суммы способностей);
«Ворота Расёмон» (одна история рассказанная по-разному разными персонажами),
«Неужели это были инопланетяне» (используется в тех сериалах, где это точно не могут быть инопланетяне :)) Сюда же можно смело добавлять серию про зомби (опять же, в не-мистических процедуралах),
«День сурка» (это для фантастики/мистики, в основном),
«История из прошлого» (когда параллельно или вместо истории/расследования в настоящем рассказывается/расследуется история из относительно далекого прошлого, в котором каждый из персонажей сериала в свою очередь играет роль кого-то из персонажей этой давней истории),
«Потеря памяти» (Именно односерийный сюжет в приложении к главгерою или, возможно допустимое расширение, — к кому-то близкому к главгерою. Раскручивание в стиле «вспомнить, что я делал прошлой ночью»),
«What if» (для фантастики/мистики) — альтернативные реальности с теми же персонажами, которые в конечном итоге всё равно собираются вместе и всех побеждают,
«Фальшивая реальность» (для фантастики/мистики) — Главный герой просыпается в обстановке абсолютно нормального среднестатистического и не-геройского быта, но всё кажется ему ненастоящим; при этом окружающие убеждают его что «ты просто устал», «была авария и ты не всё вспомнил» и т.д. Конечно же оказывается, что вся эта жизнь — фальшивый конструкт, призванный уничтожить героя или хотя бы сбить его с пути истинного и не дать выполнять свое предназначение.
Кроссовер
Смотрите, какие гости!
Чрезвычайно любимое всеми сериальщиками событие, когда по ходу действия одного популярного сериала в нем появляются персонажи другого популярного сериала или фильма. Яркий пример – появление в сериале «Агенты Щит» Леди Сиф (Джейми Александр) из фильма «Тор» или камео в том же сериале Ника Фьюри (Сэмюэль Л. Джексон) из фильма «Мстители».
Эталонный кроссовер – не просто появление персонажей разных сериалов в одном, но и пересечение сюжетных линий этих двух сериалов.
Agents of S.H.I.E.L.D.
А вот в сериале "Агенты Щит" был кроссовер с фильмом.
Agents of S.H.I.E.L.D.
Sleepy Hollow
В это почти невозможно поверить, но пути Икабода Крейна и Эбби Миллс из мистического сериала Sleepy Hollow ("Сонная Лощина") тоже пересекались в кроссовере с Сили Бутом и Темперанс Бреннан из детективного, но совсем не мистического процедурала Bones ("Кости").
Bones
Случилось это знаменательное событие в двухчасовом кроссовере на канале FOX.
Supergirl
Одно дело, когда случаются кроссоверы сериалов одного телеканала, но теперь на ТВ есть прецеденты кроссовера сериалов двух разных телеканалов. 28 марта на CBS вышел эпизод-кроссовер комикссериалов "Супердевушка" и "Флэш" (от канала The CW). А после переезда Supergirl на канал The CW регулярным событием стал сверхкроссовер сразу всех сериалов вселенной DC Comics: Supergirl, Arrow, The Flash, Legends of Tomorrow и других.
Преэйр (Pre-air/ Preair)
Показ раньше официальной премьеры.
Премьера первого эпизода сериала или нового сезона на ТВ еще не состоялась (например, намечена на 1 октября), а серия уже доступна в Интернете 1 сентября.
Случается это или по воле телеканалов (которым интересно проверить и подогреть интерес публики к новинке); или по воле пиратов, незаконно «сливших» эпизод в сеть.
Рекап (Recap)
Рейтинги (ratings)
Альфа и омега телевидения, количество просмотров сериала. Чем выше рейтинг, тем дороже реклама, а соответственно – тем прибыльней сериал.
Именно рейтинги в конечном итоге решают судьбу сериала – будет ли он выходить в эфир много лет или будет закрыт, например, на первом же году или даже после всего нескольких эпизодов в эфире.
О рейтингах в подробностях
Рейтинг — это отношение количества смотревших сериал к общему количеству людей, имеющих телевизоры по всей стране, независимо от того, смотрели они его в это время, или нет. Другими словами, рейтинг — процент потенциальных зрителей, которые смотрели именно эту программу.
Например, в США 150 млн. человек являются владельцами телевизоров (цифра неточная и приведена просто для примера). Из них 16 миллионов смотрели сериал X. Значит рейтинг сериала X составил 16/150*100% =10,66%. Заметьте, что это просто рейтинг в зрителях, а не привычный для нас рейтинг в категории 18-49 (или 18-34).
Доля — это отношение количества смотревших сериал к общему количеству людей, смотревших телевизоры в это время. Вернемся к нашему сериалу Х, который собрал 16 миллионов. Всего в этот же час во всем США телевизор смотрели 100 млн. Значит доля сериала Х считается по формуле 16/100*100%=16%. Заметьте, что так как смотрящих телевизор всегда меньше, чем владельцев телевизоров, доля всегда больше рейтинга.
Однако чаще всего эти цифры используются не для общей аудитории, а для определенной демографической категории зрителей. Чаще всего когда мы говорим рейтинг, мы подразумеваем рейтинг в возрастной категории от 18 до 49 лет. Для молодежных каналов актуальны рейтинг и доля среди зрителей от 18 до 34. The CW обращает внимание в первую очередь на женщин от 18 до 34, а FX — на мужчин от 18 до 34.Зрители в возрасте от 18 до 49 лет являются самым лакомым кусочком для рекламодателей.
Почему именно они? Старше 18 — это естественно; примерно в это время люди начинают самостоятельно принимать решения о том, как потратить деньги, даже если пока их не зарабатывают. Но почему моложе 49, если люди постарше часто имеют более высокий доход и меньше расходов? Оказывается, дело в привычках. Человека старше 50 лет сложнее убедить купить новый товар, сменить марку машины, попробовать новый вид мороженого. Поэтому рекламодателям интересны именно те зрители, у которых уже есть деньги, но еще не полностью сформировались потребительские вкусы.
Сезон
Совокупность эпизодов
Последовательность эпизодов, объединенная в отдельную группу. Как правило, группа формируется по признаку времени выхода – например, эпизоды костюмной драмы «Аббатство Даунтон», выходившие в эфир телеканала в 2010 году, составляли первый сезон; эпизоды 2011 года стали сериями второго сезона и так далее.
Следует учитывать, что среднее количество эпизодов в стандартном сезоне сериала может значительно отличаться в зависимости от страны выхода, а также эфирного или кабельного канала.
К примеру, стандартное количество эпизодов в одном сезоне британского сериала – от 3 ("Шерлок") до восьми ("Аббатство Даунтон").
На кабельных каналах США средняя продолжительность сезона – от 8 ("Декстер"), 10 ("Игра Престолов") до 12 ("Подпольная Империя") эпизодов.
Эфирные телеканалы позволяют себе гораздо более продолжительные сезоны – до 24 ("Менталист", "Доктор Хаус") и более эпизодов.
Большой сезон
Межсезонье (Mid-season\ Midseason)
Зимнее межсезонье
Летнее межсезонье
До недавнего времени межсезонье не пользовалось спросом у телеканалов
В это время выходили лишь очень редкие сериалы («Настоящая кровь») или шли повторы. Среди сериальщиков даже бытовала практика «запасаться сериалами на период хиатуса», когда новые эпизоды любимых сериалов не выходили и было нечего смотреть (кстати, то же было характерно и для зимнего межсезонья, когда сериалы уходили на длительные рождественские каникулы). На это время планировались «марафоны» накопившихся «онгоингов» или давно намеченных к просмотру старых сериалов.
Сейчас ситуация кардинально поменялась и летом стартует едва ли не столько же сериалов, сколько в Большой сезон. Телеканалы внезапно обнаружили, что сериалы вполне успешно могут идти летом – и на эфирных, и на кабельных каналах.
Кроме того, телеканалы, вроде USA Network транслируют свои сериалы не сезонами, а блоками по половине сезона – например, первые десять эпизодов из 16-ти показывает зимой, а вторые – в начале лета. Таким образом, сетка вещания телеканала равномерно заполнена новыми эпизодами разных сериалов в течение всего года.
Цифровое обозначение эпизода
- S2 обозначает номер сезона (в данном случае это второй сезон)
- Е12 или Ep12 – это номер эпизода
- Стандартное обозначение пилотного эпизода S1 E1
- Стандартное обозначение забракованного пилотного эпизода - S1E00
Допы - дополнительные материалы
Со структурой сериалов разобрались
Рассмотрим основные вехи в жизни любого проекта